WWW.SAROVLABS.RU SIEMENS.SAROVLABS.COM ALTIUM.SAROVLABS.COM  
 
   
 

 

  События  
 
  Приглашаем принять участие в семинарах «Altium: инновации в проектировании электроники» (Нижний Новгород, Екатеринбург, Зеленоград)  
    подробнее...  
  Приглашаем принять участие в ALTIUM ФОРУМ 2017: "ИННОВАЦИИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭЛЕКТРОНИКИ"  
    подробнее...  
  ЗАО "Саровские Лаборатории" - авторизованный реселлер компании Altium Ltd.  
    подробнее...  
  Участие в торжественном открытии бизнес-инкубатора "IT-парк "Анкудиновка"  
    подробнее...  
  ЗАО “Саровскими Лабораториями” получен новый патент  
    подробнее...  
  Диплом за III место в номинации “Лучшее изобретение года в Нижегородской области в сфере машиностроения”  
    подробнее...  
  2 золота на всемирном салоне инноваций «Брюссель - Иннова/Эврика»  
    подробнее...  
  Подписано соглашение с Группой ROMAN CAPITAL  
    подробнее...  
  Получен статус участника Сколково  
    подробнее...  
  Участие в международном конгрессе «СаРоС9»  
    подробнее...  
  Саровские Лаборатории на форуме «Сотрудничество без границ»  
    подробнее...  
  Приглашаем на конференцию пользователей LMS  
    подробнее...  
  Потушили!  
    подробнее...  
  Мы переехали в новый офис!  
    подробнее...  
  СЛ подписали соглашение по проекту МНТЦ №3655 в интересах General Motors  
    подробнее...  
  Участие в Первой Российской конференции пользователей систем LMS International.  
    подробнее...  
  Изменения в руководящем составе ЗАО “Саровские Лаборатории”  
    подробнее...  
       

 

  Создание ядерного центра
Арзамас-16
   

Саровский монастырь

Западная часть бывшего Саровского монастыря в 40-е годы

Саров – первый Ядерный Центр России. Начало истории первого отечественного ядерного центра принято датировать апрелем 1946 года, когда было принято закрытое постановление Совета Министров СССР о создании конструкторского бюро при Лаборатории N2 Академии наук СССР. Названо оно было КБ-11. Его начальником был назначен Павел Михайлович Зернов, главным конструктором - Юлий Борисович Харитон.

Целью этой организации в решении комплекса проблем строительства новой, атомной, промышленности было создать "изделие", то есть атомную бомбу.

Месторасположение базы для создания первых образцов ядерного оружия должно было отвечать ряду требований. Это место не могло находиться в густонаселенных местностях и рядом с большими городами, необходима была близость к Москве, достаточно обширная территория для проведения работ со взрывчатыми веществами, начальная материально-техническая база и т.д.

В числе рассматриваемых вариантов был завод N550, расположенный в поселке Сарова, славившемся некогда известным всей России монастырем. Группа обследования, состоящая из Ю.Б. Харитона, П.М. Зернова и И.И. Никитина, пробыла в Сарова в начале апреля 1946 года, и определила судьбу этого поселка. Вопросам отношения к религии, памятникам культуры, связанным с православием, серьезного значения тогда не придавалось.

Дороги Сарова

Узкоколейка

Анализ документов переписки объекта с Центром в 1946-1947 годах подтверждает, что, несмотря на некоторую имевшуюся в Сарова начальную базу для строительства и последующего функционирования КБ-11, она была крайне незначительной. Начинали практически с нуля...

По мере "обрисовки" объекта самым насущным становился вопрос об охране обозначенной территории. 17 февраля 1947 года постановлением Совета Министров N297-130, подписанным И.В. Сталиным, КБ-11 было отнесено к особо секретным режимным предприятиям с превращением его территории в закрытую зону.

Поселка уже не стало, но города еще не было. Было анонимное поселение, обреченное на долгие десятилетия быть "невидимкой" не только для заграницы, но и для собственных соотечественников. И в центре него закладывалось производство, призванное обеспечить гарантии безопасности страны в новых условиях мирового противостояния.

Первыми кодовыми обозначениями пункта были "Объект-550" и "База-112", затем Ясногорск, Кремлев, Арзамас-75. Затем "75" сменили на "16", именно с этим именем - Арзамас-16 - ядерный центр страны стал известен стране и миру в эпоху гласности.

Первая отечественная атомная бомба 'РДС-1'

Один из новых микрорайонов

История города неразрывно связана с именами выдающихся ученых. Академик Ю.Б. Харитон, бессменный научный руководитель атомного проекта, патриарх ядерной физики прожил здесь 50 лет. В течение многих лет в городе работал академик А.Д. Сахаров, под руководством которого была создана первая Советская атомная бомба. Становление и развитие города происходило благодаря деятельности Я.Б.Зельдовича, П.М.Зернова, Б.Г. Музрукова, Н.Л. Духова, В.А. Александровича, А.К. Бессарабенко, А.С. Силкина, В.А. Давиденко и многих других.

Прошедшие после второй мировой войны полвека можно считать мирными. Пусть относительно мирными но, как известно, "худой мир - лучше хорошей войны". Именно в этом состоит огромная значимость дела, которому посвятили себя люди "объекта".

Стержнем жизни первопроходцев-ядерщиков являлась деятельность по созданию отечественного ядерного щита. Они успешно выполнили стоящие перед ними задачи, благодаря чему наша страна обеспечила мир не только для наших соотечественников, но и для всего человечества.

Информационные материалы взяты с сайта www.vniief.ru.
Дополнительная информация:
Страница о Сарове на сайте globalsecurity.org. Описание, история, большое количество фотографий, снятых со путников.

WWW.SAROVLABS.COM  
 
   
 

 

  Events  
 
  CJSC “Sarov Laboratories” has received new patent  
    read more...  
  2 gold medals at annual World salon of innovations “Brussel – Innova/Eureka”  
    read more...  
  Sarov Laboratories and ROMAN CAPITAL Group signed an agreement  
    read more...  
  Our project was awarded Skolkovo participant status  
    read more...  
  Participation in the international congress “CaPoC9”  
    read more...  
  Sarov Laboratories took part in Business Matchmaking Forum  
    read more...  
  CJSC "Sarov Laboratories" has moved to new office!  
    read more...  
  SL signed an agreement on ISTC project¹3655 in the interest of GM  
    read more...  
  SL specialists took part in the first Russian User’s conference of LMS systems.  
    read more...  
       

 

  CREATION OF NUCLEAR CENTER
ARZAMAS-16
   

Sarov Monastery

The western part of Sarov Monastery in the forties

Sarov is the first Nuclear Center of Russia. The beginning of the history of the first nuclear center is dated by April, 1946 when the closed regulation regarding creation of design office attached to a Laboratory N2 of USSR Academy of Sciences was adopted by USSR Council of Ministers. It was entitled as the KB-11 Design Bureau. The chief of this bureau was Pavel Michailovich Zernov, the design manager was Yuly Borisovich Khariton.

The goal of this organization while solving a wide of design problems regarding new atomic industry was manufacturing of an “item”, i.e. an atomic bomb.

The location of a base for manufacturing first samples of nuclear weapons should meet a number of requirements. This place shouldn’t be located near densely populated regions and near big cities. The closeness to Moscow, rather extensive territory for carrying out work with explosives and initial material and technical basis etc. were necessary.

Among the considered variants was the plant N550 situated in the village Sarova known all over the world for its monastery. A group of searchers consisting of Y.B.Khariton, P.M.Zernov and I.I.Nikitin visited Sarov at the beginning of April, 1946 and this visit was decisive of the village fate. Problems regarding religious matters, cultural monuments connected with Orthodoxy were not paid much attention to at that time.

Roads in Sarov

Narrow-gauge railroad

Analysis of the copying documents of the object with the Center in 1946-1947 confirmed that at that time the initial Sarov basis for design and further functioning of KB-11 wasn’t significant. They started from practically nothing…

As the object started to “become clear” and the most urgent question was the protection of the specified territory. The KB-11 Design Bureau was added to highly classified secure enterprises with confined space territory on February, 17 1947 by Council of ministers regulation N297-130 signed by I.V.Stalin.

Though the town was not formed yet, the village had already disappeared. At that time it was an anonymous settlement that was condemned to be “invisible” for several decades not only for foreign countries but also for own countrymen. Manufacturing process was building up in the center of it; its aim was to ensure security blankets of the country in the new conditions of world confrontation.

It was initially given several provisional names, such as Base 112, Site 550, and then it was called Yasnogorsk, Kremlyev, and Arzamas-75. Afterwards "75" was changed into "16", and with the name of Arzamas-16 the nuclear center became famous not only countrywide but also worldwide in the epoch of glasnost.

The first Soviet atomic bomb 'RDS-1'

One of the new micro regions in the eighties

The history of the town is tightly connected with the names of outstanding scientists. Academician Y.B Khariton, permanent scientific adviser of atomic project and patriarch of nuclear physics has lived here for 50 years. A.D.Sakharov has worked in our town for many years. Under his supervision the first Soviet atomic bomb was manufactured. Thanks to Y.B.Zeldovich, P.M.Zernov, N.LDukhov, V.A.Alexandrovich, A.K.Bessarabenko, A.S. Silkin, V.A.Davidenko and others formation and development of the town has taken place.

Half a century after the world war was finished was considered a peaceful time. Though the time was relatively peaceful but "better a lean peace that a fat victory". Such is indeed the significance of the case the people of the "object" devoted their life to.

The core of life of the pioneer-nuclear physicists was activity regarding native nuclear shield manufacturing. They successfully fulfill assigned tasks, thanks to them our country ensured peace not only for our countrymen but for the whole mankind.

Informational support is taken from the website www.vniief.ru.
Additional information:
A page about Sarov at the website globalsecurity.org. Description, history, a large number of photos taken from the satellites.